Как строилось метро
в Казани

История Казанского Метрополитена
Вспоминая времена и события
17 марта 1997 года под руководством
М.М. Рахимова образовано Муниципальное унитарное предприятие (МУП) «Казметрострой». 27 Августа в центре Казани состоялась праздничная церемония начала строительства городского метрополитена. В основание гранитно-мраморной ротонды — символа прогресса и развития — была заложена капсула с посланием к будущим пассажирам казанского метро
1997

Начало пути

Администрация города Казани утвердила наименование станций пускового комплекса первой линии метрополитена: "Кремлевская", "Площадь Тукая", "Суконная слобода", "Аметьево", "Горки". Строители метрополитена развернули полномасштабные работы на двух из семи будущих станций.
1998

Первая линия метро

Казанские метростроители отметили
дату «1000 дней с момента начала строительства» началом нового этапа проходки тоннелей первой линии. Стремление превратить мечту жителей столицы о подземном транспорте в реальность емко выразилось в лозунге «Даешь метро к 1000-летию города Казани!».
2000

Новый этап проходки первой линии

Уложена первая тысяча тонн тюбингов – метровых железобетонных колец обделки тоннеля, скорость проходки 7 метров в сутки (около 200 метров в месяц). Всего длина тоннеля первого одностороннего перегона составляет 1196 метров. Проходка ведется в очень тяжелых условиях обводненных грунтов, которые оказались сложнее выявленных в ходе геологических изысканий. И, наконец, судьбоносный момент – ТПК «Сююмбике» завершил первый тоннель на участке пути от станции «Суконная слобода» до станции «Площадь Тукая». На первой ветке Казанского метрополитена произошла так называемая сбойка – соединение тоннеля с бетонным котлованом будущей станции.
2001

Первый километр будущей подземки

ТПК «Сююмбике» пробил метровый слой специально уложенного бетона, что ознаменовало завершение строительства второго перегонного тоннеля метрополитена между станциями «Суконная слобода» и «Площадь Тукая». Особенностью прокладки которого стало то, что метростроевцы прошли его на 8 месяцев быстрее предыдущего (длина перегона - 1197 метров).
2002

Вторая сбойка на станции «Площадь Тукая»

Опережая намеченные графики, завершена прокладка подземной магистрали от станции «Площадь Тукая» до станции «Кремлевская».
Это третья сбойка на метрострое. Одновременно производится запуск ТПК со станции «Аметьево» на проходку тоннеля к станции «Горки».
2003

Опережая график

Разворачиваются интенсивные работы на всех четырех перегонах и пяти станциях — «Кремлевская», «Площадь Тукая», «Суконная слобода», «Аметьево» и «Горки». Это становится возможным благодаря привлечению «Казметростроем» новых техсредств: приобретен у французского подразделения NFM немецкого концерна Wirth второй автоматизированный ТПК, названный «Алтынчэч» («Злотовласка»); из Алма-Аты вместе с бригадой прибывает третий щит (ЩН-12); у московских «Ингеокома» и «Транстоннельстроя» арендованы горнопроходческие комплексы канадской фирмы Lovat с нежными названиями «Катюша», «Ольга» и «Полина».
2004

Работа на всех пяти станциях

27 августа, в год тысячелетия Казани, через 8 лет после начала строительства, а фактически за 2,5 года упорного труда, татарстанский метрополитен — главный проект юбилейной столицы — сдан в эксплуатацию. Первая ветка казанской подземной магистрали протяженностью 8,7 км, состоящая из пяти станций, соединила густонаселенные спальные районы с центром города. В день торжественной церемонии открытия метро первыми его пассажирами стали Президент России Владимир Путин, Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, Президент Татарстана Минтимер Шаймиев, главы ряда субъектов РФ и другие официальные лица.
2005

Тысячелетие Казани. Открытие метрополитена

На глубине 16 метров строители прокладывают тоннели от станции «Горки» до «Проспект Победы» (978 м) и строят станцию «Проспект Победы». На участке «Кремлевская» — «Козья слобода» начата прокладка двух тоннелей длиной 2,5 км под рекой Казанкой на глубине 9−30 м. Используются комплексы NFM-Wirth «Алтынчэч» и Lovat «Сююмбике».
2006

Переход от ст. «Горки» до ст. «Проспект победы»

Праздничным салютом был встречен «главный подарок» к 10-летнему юбилею МУП «Казметрострой» — завершилось строительство очередного перегонного тоннеля метрополитена между станциями «Горки» и «Проспект Победы», под землей пройдено 1924 метра. Начинается уверенное освоение 3-го пускового участка: строится станция «Козья слобода» от которой в круглосуточном режиме прокладывается тоннель к Кремлю, преодолевая обилие речного песка и высокое давление воды, а в сторону Московского рынка проводятся гидрогеологические изыскания для проектирования новых станций — «Яшьлек», «Северный вокзал», «Авиастроительная».
2007

10 лет «Казметрострою»

Завершена проходка левого перегонного тоннеля общей длиной 2242 метра от станции «Козья Слобода» до действующей станции «Кремлевская». Соединяя Московский и Вахитовский районы Казани, тоннель прошел на глубине до 32 метров, а под руслом Казанки — до 9 метров. ТПК «Алтынчэч», проведя под землей семнадцать месяцев, приступает к освоению правого тоннеля. 29 декабря 2008 г.
Президент Татарстана Минтимер Шаймиев торжественно открывает шестую станцию Казанского метрополитена «Проспект Победы».
2008

Завершение перегонного тоннеля между
ст. «Козья Слобода»
и ст. «Кремлевская»

Для проходки второго участка первой линии приобретен третий ТПК «Айсылу» («Лунная красавица»). В левом тоннеле между станциями «Козья слобода» и «Кремлевская» ведется подготовка путей, в правом завершают соединение со станцией, начинают обустройство тоннелей, монтаж конструкций и оборудования.
2009

Новый тоннелепроходческий комплекс

Новый тоннеле —
проходческий комплекс

30 декабря открыта седьмая станция Казанского метрополитена «Козья слобода». ТПК «Алтынчэч» завершил проходку правого тоннеля от станции «Авиастроительная» до «Северный вокзал» — первого тоннеля второго пускового комплекса, который начнёт работать весной 2013 года. Началась подготовка ТПК к проходке следующего тоннеля от «Северный вокзал» до «Яшьлек».
2010

Открытие станции «Козья слобода»

Новый тоннеле —
проходческий комплекс

Все силы строителей направлены на строительство станций второго участка первой линии метрополитена. Начаты работы по строительству станций «Яшьлек», «Северный вокзал», «Авиастроительная».
2011

Открытие станции второго участка первой линии метрополитена

С июля по октябрь 2011 года происходило строительство инженерно-технического сооружения - снегоплавильной установки по ул. Проспект Победы. В декабре 2011 года было завершено благоустройство территории и организация автостоянки для служебного пользования Министерства по делам молодежи, спорту и туризму РТ.

Значимые проекты в республике Татарстан

В сентябре 2011 года АО "Казметрострой» приступает к работе Бутовской линии Московского метрополитена на площадке станций "Битцевский парк" и "Лесопарковая"

Начало строительства ст. «Битцевский парк» и ст. «Лесопарковая» в Москве

В декабре 2012 года в Казани начинается строительство станции "Дубравная" первой линии метрополитена
2012

Начало строительства станции «Дубравная»

Весной 2013 года началось строительство перегонных тоннелей и притоннельных сооружений Калинино-Солнцевской линии метрополитена от станции «Раменки» до «Ново-Переделкино». 8 апреля 2015 года проектное название станции «Терёшково» было изменено на «Говорово».
2013

Начало строительства станции «Терёшково» в Москве

9 мая 2013 года в городе Казань были торжественно открыты станции первой линии метрополитена «Северный вокзал», «Яшьлек» и «Авиастроительная». Открытие было приурочено к Универсиаде-2013.

Открытие станций «Северный вокзал», «Яшьлек» и «Авиастроительная»

Открытие станций «Северный вокзал», «Яшьлек» и «Авиа — строительная»

27 февраля 2014 года были открыты станции «Лесопарковая» и «Битцевский парк» в составе участка «Улица Старокачаловская» — «Битцевский парк», после ввода в эксплуатацию которого в Московском метрополитене стало 194 станции.
2014

Завершение строительства станций «Битцевский парк» и «Лесопарковая» в Москве

30 августа 2018 года в составе участка «Раменки» — «Рассказовка» открылась станция "Говорово", названная в честь близлежащей деревни. После ввода в эксплуатацию которого в Московском метрополитене стало 222 станции.
2018

Сдача в эксплуатацию станции «Говорово» (бывш. "Терёшково") в Москве

30 августа 2018 года в Казани завершилось строительство первой ветки метрополитена — в столице торжественно открылась последняя, одиннадцатая, станция первой линии метрополитена — «Дубравная».

Открытие станции «Дубравная»

В 2020 году АО "Казметрострой" проводит подготовку к строительству первого участка второй линии Казанского метрополитена
2020

Подготовка к строительству второй линии Казанского метрополитена

29 октября 2020 года Президент Татарстана Рустам Минниханов посетил строящуюся станцию «Сахарова» второй линии Казанского метро. Его сопровождали мэр Казани Ильсур Метшин, руководство МУП «Метроэлектротранс» и АО «Казметрострой». Строительство первого участка от станции «Фучика» до «Сахарова» началось. Ведутся работы по бетонированию и проходке двух тоннелей длиной 2,2 км. 23 апреля стартовал первый тоннелепроходческий комплекс, который прошел 1,1 км. Сегодня был запущен второй ТПК. Также завершены работы по выносу коммуникаций и подготовке территории для строительства станции «100-летия ТАССР». Минниханов пожелал успехов и соблюдения мер безопасности.

Строительство станции «Сахарова»

От ст. «Ак. Сахарова» до ст. «100-летие ТАССР» завершена проходка обоих тоннелей. Фактическая длина правого составила 2218 м, левого 2217 м. Оба ТПК находятся в «демонтажной камере» котлована, по ним начаты профилактические и восстановительные работы по подготовке к предстоящей проходке следующего перегонного тоннеля в сторону ст. «10 микрорайон».
2022

Завершение проходки от ст. «Ак. Сахарова»
до ст. «100-летие ТАССР»

Тоннелепроходческий комплекс «Айсылу» уже достиг станции «10-й микрорайон». В присутствии Рустама Минниханова был дан старт работе тоннелепроходческого комплекса на следующем участке — от станции «10-й микрорайон» до станции «Улица Юлиуса Фучика».
2023

Строительство станции «10-й микрорайон» Казанского метрополитена

Рустам Минниханов посетил стройплощадку станции «100-летие ТАССР» второй линии метро. Ему доложили о завершении проходки левого тоннеля от «Академической» до «100-летия ТАССР» и о ходе предпроектных работ на участке до станции «РКБ». Вторая линия длиной 5,37 км соединит 5 районов города и включает 4 станции: «100-летие ТАССР», «Академическая», «Зилант» и «Тулпар».
2024

Стройплощадка станции «100-летие ТАССР»

17 марта 2025 года АО «Казметрострой» отметил свое 28-летие. На первом участке второй линии Казанского метро в котлован станции вышел тоннелепроходческий комплекс «Ляйсан» — завершена проходка всех основных перегонных тоннелей первого участка второй линии
17 марта 2025 года АО «Казметрострой» отметил свое 28-летие. На первом участке второй линии Казанского метро в котлован станции вышел тоннелепроходческий комплекс «Ляйсан» — завершена проходка всех основных перегонных тоннелей первого участка второй линии
2025

В Казани закончена проходка перегонных тоннелей новой линии метрополитена